Открытая лекция Как чтение влияет на успешность обучения

Чтение – это…

10 апреля 2019 года в МАОУ СОШ №72 города Тюмени (ул. Энергостроителей, д. 4) прошла открытая лекция «Добро пожаловать в библиотеку! Как чтение влияет на успешность обучения». Родители (законные представители) обучающихся 1-х классов могли посетить данное мероприятие, на котором рассматривались как приёмы формирования смыслового чтения в младшем школьном возрасте, так и роль смыслового чтения в процессе обучения.

Чтение – универсальное учебное действие, метапредметное действие. На нем строится все обучение в школе, в университете. Вся наша жизнь так или иначе связана с этим навыком.

Мы читаем не для того, чтобы читать, а, например, для того, чтобы решить задачу, найти информацию, получить впечатление. Чтение – это СПОСОБ, с помощью которого мы воспринимаем мир слов, понятий, значений. Уровень овладения чтением влияет на то, как происходит восприятие словесно-логической картины мира.

4 основных этапа формирования навыка чтения, где техническая сторона плавно переходит в смысловую:

1 этап. Овладение звуко-буквенными обозначениями. На этом этапе ребенок воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным. Прочитанное слово не всегда сразу осознается, поэтому, чтобы узнать его, ребенок часто повторяет слово.

2 этап. Послоговое чтение. На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог. В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам.

3 этап. Становление синтетических приемов чтения. Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам. Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок пока не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение.

4 этап. Синтетическое чтение. Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов.

Что надо посоветовать родителям? Совет, на самом деле, очень банальный.

Во-первых, не делать включенный телевизор фоном жизни. Вот это чудовищно именно потому, что это изначально дает совершенно неправильный импульс формированию базового интеллекта ребенка, что закладывается в первые годы жизни.

Второй совет – начинать, как можно раньше ребенку читать, буквально с колыбели, когда он еще ничего не понимает. Читать самим родителям. Ребенок может просто не видеть примера чтения. И проблема заключается в том, что сегодня родители должны ребенка учить быть читателем.

Третий совет – убедить детей, что читать модно

Это можно донести до самых равнодушных к чтению детей, если найти правильный подход. И если действительно хотите приобщить ребенка к чтению, к книге, не идите легким путем — не спрашивайте Интернет (он, кстати, далеко не всегда говорит правду). Все ответы можно найти как в художественных произведениях, так и в детских энциклопедиях.

Четвертый совет — показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении.

Материалы открытой лекции прилагаются.

Как чтение влияет на успешность обучения_Приемы формирования смыслового чтения

Как чтение влияет на успешность обучения_Смысловое чтение и его значение в процессе обучения

Видео_ЗАЧЕМ читать КНИГИ

Видео_Преимущества Чтения

Апрель 19th, 2019 by